Главная » Копилка творчества » Сочинительства Войти

- Группа ВКонтакте

Похождения нашего отделения в Уллу-тау. Лето 2004

Наталия Доценко, Иван Люлюкин

Этим летом мы, как обычно, набив снарягой рюкзаки под завязку, отправились в далекие туманные горы Кавказа. На этот раз наш выбор пал на альплагерь Уллу-тау, в Приэльбрусье.

Небольшая справка c сайта www.ullutau.ru:
Одним из прекраснейших уголков Кабардино-Балкарии является ущелье Адырсу. Его природа поражает воображение своей первозданной красотой. Изумрудная зелень лесов сменяется здесь роскошью высокогорных альпийских лугов, за которыми лежит царство белоснежных вершин, ледников, неприступных орлиных скал... Дорога в ущелье начинается от селения Верхний Баксан. Но прямого въезда нет. Автомашины поднимает в ущелье уникальный подъемник... Здесь на отметке 2380 м. над уровнем моря в великолепном сосновом бору расположилась альпинистская учебно-спортивная база "Уллутау".

Так вот. Приехали мы на эту базу всей нашей оравой. Сборы составляли человек около 50, во главе со старшим тренером Александром Анатольевичем Киселевым. Погода стояла отличнейшая: тепло, солнце, все горы видно! Красота!

Здесь, в Уллу-тау наш самый базовый лагерь, сюда мы будем спускаться – восстанавливать силы и отдыхать после восхождений на горы. Здесь еще есть некая цивилизация, можно питаться в столовой, спать в домиках, на кроватях. Но для нас места все равно не хватило, так что все 3 недели жили в палатках. Мне вполне понравилось, все-таки природа, вокруг лес как-никак, большие сосны, белки по ветвям скачут, еду у нас таскают, так забавно смотреть!

Но тут долго не задерживаемся. Проводим всего пару дней в лагере, для акклиматизации, чтобы организм немного привык к высоте. Проводим скальные и теоретические занятия, и на третий день уже выходим на первую гору – Виа-тау, по несложному маршруту 2б категории трудности. Скажу сразу для меня это восхождение было самым тяжким, да и для некоторых участников, я думаю тоже. Потому что она – первая, сказывается недостаток акклиматизации, да еще и решили сбегать по быстренькому – из лагеря в лагерь. Идти было очень тяжело, снегу местами по колено (вот такое ... лето!), силы быстро иссякали, а маршрут оказался очень продолговатым. Хоть ничего технически сложного и не было, но измотались все! Мы, как обычно на первую гору, забыли взять воду, а пить ужасно хотелось, пробовали топить снег, но это очень долго. А потом, поближе к вершине нашли замечательную стенку, по которой текли струйки воды, хоть облизывай! Но потом было выяснено, что скальные крючья прекрасно используются в качестве водостоков. Таким образом мы нацедили все наши бутылки.

Поднялись на вершину. Тут долгожданная связь с родителями, поскольку сотовые телефоны ловили только на вершинах, да и то не на всех. Раздаются радостные вопли: "Мама, я на вершине, у меня все хорошо!" Колиной радости не было предела и, забывая снарягу на вершине, он бодро зашагал дальше по гребню. Спускаемся вниз. День был тяжелый, вышли из лагеря в 5 утра, вернулись в 11 вечера. Уже на подходах к лагерю, я иду и рассуждаю вслух, что надо бы обмыть первую гору. И тут при переходе через очередной ручеек, где приходилось прыгать по камушкам, от усталости и расслабленности подскальзываюсь и лечу носом прямо в холодную воду! Бодрит! Неплохое завершение дня. Не смотря на то, что глубина была сантиметров 20, мокрая была вся, с головы, до ног, правда с одного боку. "Вот и обмыли!" – весело кричу я, и плетусь дальше.

Через день выходим своим отделением (6 человек) на Чегетские ночевки, несем палатки, продукты дня на 3 и прочее снаряжение. Там, на ночевках, уже обосновались другие наши отделения, полно знакомых лиц. Кто уже на маршруте, кто тоже собирается, как и мы. Сходили на следующий день на Лацгу. Здесь погода уже не очень баловала, с перевала Гарваш постоянно лезли всякие тучи, которые проливались на нас дождем, а иногда и с грозами. А на высоте во время грозы гораздо страшнее, молния бьет ближе, раскаты грома громче и так пол ночи. Вот и лежишь в палатке, свернешься калачиком, закутаешься в теплый спальник и, вздрагивая при очередном ударе молнии, в полусне думаешь: "интересно, к утру рассосется? Даст нам зайти на вершину, или придется отсиживаться на ночевках..." И даже не поймешь чего больше хочется. А может и не рассосется... Если будет и утром идти дождь, то не придется вставать в такую рань. Но к 4-м утра вроде все смолкает. Подъем. Высовываешь нос на улицу, а там – ЛУНА! и звезд полно, хотя за хребтом еще сверкает. Вылезаю из палатки. Холодно. Думаю, что нужно все-таки собираться, начинаю зашнуровывать ботинки. Но тут прибегает Саня Иванов и говорит, что на маршрут не идем, потому что отделение, которое схватило "холодную" ночевку на горе, не вышло на контрольную связь и на последующие связи тоже. По альпинистским правилам: 2 пропущенные связи – спас работы.

Отделение Миши Каныгина вышло на Чегет-тау-чану по маршруту, который мы собирались идти на следующий день. Шли они не быстро, пришлось долго прорубать снежный карниз, и ночь застала их на предвершинном снежном гребне. По рации последний раз они сообщили, что будут рыть пещеру в снегу для ночевки. Связь была назначена через час. А потом началась гроза и они всю ночь не выходили.

Спас-отряд собрался из троих инструкторов, в том числе и старший тренер, и троих участников нашего отделения – Саши, Вани и Коли. Мы же с Аней, накормив их кашкой и напоив чаем, остались смотреть на удаляющуюся в темноту вереницу фонарей. И пошли досыпать, отгоняя от себя плохие мысли, потому что было жутковато.

Утром, на первую связь, в 7:20 уже вышел таки Миша. Нашей радости не было предела. Оказалось, что у них просто промокла рация, и они даже хотели идти дальше на вершину, но, узнав, что их уже идут спасать(!), поворачивают вниз.

После такого дела мы передумали идти на этот маршрут и на следующий день сходили еще раз на Лацгу по другому пути. Вот такой непреступной оказалась для нас эта красивая гора – Чегет-тау-чана.

Следующей нашей целью была самая высокая гора в районе – Джайлык (4533 м). Мы сходили на него аж два раза, по разным маршрутам. Такие они, альпинисты, могут несколько сезонов подряд ездить в один и тот же лагерь и ходить на одни и те же горы по несколько раз. Но все равно интересно, в каждом маршруте своя прелесть.

Джайлык 1:

Джайлык – очень красивая гора! первый маршрут был ледовый, 4а, по северному склону западного гребня. Вышли в 3 часа утра с ночевок "у черной сыпухи". На подходе все немного взмокли, поскольку первым шел Саня и задал хороший темп. К 5-ти подошли под маршрут, одели все теплые вещи, пуховочки, у кого были. Хорошо, что до этого сходили на разведку, поняли, что будет не жарко. Нас просто сдуло со склона, и все замерзли, поэтому на маршруте мы хорошо утеплились. Уже начался рассвет. Во время подъема по ледовому склону, нашему взору предстала красивейшая картина – Эльбрус в лучах восходящего солнца сначала в розовых, а затем в рыжих тонах. Красота потрясающая! Но, думаю, Ване в это время было не до красот, поскольку он первым рубился, организовывая для нас надежную страховку. Потом немного по скалам, и мы на вершине! Это было самое раннее из всех восхождений, часов в 10 уже вершина.

Сказ про то, как наше отделение на Джайлык ходило.

К Джайлыку мы готовились еще в Москве, морально. Он должен был стать нашей первой четверкой, а это достаточно важный рубеж для спортивной группы. Маршрут проходит по Северной стене и интересен тем, что практически весь состоит изо льда крутизной до 50 градусов. Сложность и опасность этого маршрута сильно зависят от метеоусловий: количества выпавшего снега, температуры. Я слышал, что прошлым летом там сошла снежная доска, утащив на себе двойку альпинистов метров на сто. Отсюда вывод: проходить ледовый участок надо как можно раньше, пока его не осветит солнце. В описании нам советовали начинать в 3 часа ночи. На схему маршрута я даже и смотреть боялся – слишком много там было нависающих участков и ИТО. Короче, накануне восхождения я был уверен, что нас ждет конкретное рубилово от зари до зари.

В соответствии с вышесказанным мы разработали свою тактику, она была проста: быстро ходим, мало спим! Короче, встали мы в 2 часа утра. Темное такое утро, знаете ли! Похлебали кашки и в путь. Саша, как руководитель, возглавил стадо. Через пол часа передвижения легкой трусцой Антон поведал нам, что если темп не спадет, он вряд ли сможет работать сегодня первым. Мы с Ивановым хитро переглянулись: откуда ему было знать, что в нашем отделении за право лидерства режут глотки!

В пол пятого мы оказались под маршрутом и Саня выдвинулся в направлении вершины. Он лидировал несколько веревок, после чего я решил его сменить и, чтобы не терять времени (каждая минута была на счету), пошел параллельным курсом, вщелкиваясь в его же точки. Саша, увидев меня в зеркале заднего обзора, мягко говоря, несколько удивился. Действительно, это было что-то новое в технике альпинизма. "Ты что, совсем!?" – спросил Саша. В нескольких фразах он объяснил мне, что я не прав. Он руководитель, ему можно. На Санином месте, я бы ... не знаю, что бы я себе сказал!

Вообще, надо сказать, что наше отделение не отличается особым консерватизмом и постоянно придумывает всякие хитрые приемы. В прошлом году, например, во время сборов в Цейском ущелье, накануне восхождения мы с Саней обсуждали, каким способом первому проходить бергшрундт. Тут подошла Аня и сказала:

– А что тут сложного? пусть он жумарит.

– Он не может зажумарить, он же первый!

– Ну и что, что первый, у него же есть жумар!

Да, с этим не поспоришь. Что ж, возможно, в скором времени наряду со спуском Дюльфера, узлом Пруссика и треугольником Абалакова инструктора будут обучать технике прохождения бергов Ивановой и методу смены лидера Люлюкина.

Однако, вернемся на маршрут. Главная цель достигнута, теперь я впереди и очень даже этому рад! Какое это счастье – лезть первым по нетронутому льду, отражающему свет луны, парящей над Эльбрусом, когда звон железа, входящего в фирн, растворяется в ночной тишине... Круто завернул?! Ща будет еще круче! Ты крутишь бур и слышишь, как потрескивает перемерзший лед, а когда вбиваешь клювик инструмента, прозрачные линзы, скалываясь, с легким шелестом сыпятся вниз...

И тут какой-то придурок орет: "ПЕРИЛА ГОТОВЫ?!!" Вся философия пулей вылетает из головы. Тут я вспоминаю, что надо бы поспешать и задаю темп, который сам могу держать с трудом. Ничего, на станции отдышусь.

В достаточно высоком темпе мы прошли ледовую часть, несколько раз сменяя друг друга (теперь, однако, традиционным способом). В результате, в начале десятого Коля обнаружил себя сидящим на гребне (не понимаю, как он вообще оказался впереди!), а в десять мы были уже на самой верхушке. Лично я был уверен, что мы будем колбасить часов на 5 побольше, к такому настрою очень располагало "оптимистическое" описание. Вершина мне понравилась своей монолитностью (ненавижу сыпуху), также запомнилась сногсшибенная панорама, даже пятитысячники Безенгов было видно.

На обратном пути я попытался уломать народ дать мне спуститься по методу Миленина (кто не знает, это такой крутой мастер спорта из нашего клуба). Надо сказать, что этот метод является еще одним новым словом в технике альпинизма. Заключается он в том, что последний, не тратя времени на всякие выкрутки и прочие треугольники Абалакова, просто-напросто вщелкивается в конец перил, разбирает станцию и, напевая песенку: "Выбери меня, выбери меня...", мчится на пятой точке к следующей станции. Страхующий же в это время должен ОЧЕНЬ БЫСТРО работать руками. Успех всего мероприятия сильно зависит от характера ледово-снежного покрова. Если под вами поблескивает ледок, ваш напарник может не заморачиваться по поводу страховки – до низу доедут только уши и всякие побрякушки от дедушки Пецеля. Однако, в тот раз снега было достаточно, и, я уверен, из этого что-нибудь бы получилось. Но народ эта идея не очень развеселила, и решено было спускаться классическим способом. Спуск прошел без сучка и задоринки. А так хотелось этой задоринки!

Джайлык 2:

На следующий день мы снова поперлись на Джайлык, только теперь по Западному гребню (4Б к.т.). Маршрут несколько напряг обилием микста, приходилось лезть по скалам в кошках. И еще там было много крючьев в самых непредсказуемых местах, создавалось ощущение, что их колошматили в припадке. Лезешь, как в Крыму, только оттяжки щелкай.
Запомнился один момент: лезу первым, отошел от станции метра на три и говорю Сане: "Выдай маленько". А он как заорет мне в ответ: "НЕ ПОНЯЛ, ПОВТОРИ-И-И!!!". Все ясно: Иванов сегодня в балаклаве, будет доступен только в установленное время связи. В общем восхождение прошло нормально, если не считать просто вдребезги разбитой Аниной каски.

Наташины воспоминания:

Первыми, как обычно, идут Ваня и Саша, чередуясь. Где-то на середине маршрута догоняем группу, которая здесь ночевала. Мы их еще вчера видели, когда уже спускались с вершины. Они были почти в начале маршрута. В тот день мы им посочувствовали и пошли к своим ночевкам, гадая, кто это такие. Либо они очень круты, что так поздно начали маршрут и надеются быстро его проскочить, либо наоборот. Оказалось наоборот. И они, конечно, за один день не успели, и схватили "холодную".

И пришлось нам их обгонять, иначе и нам бы не миновать её. Нужно было параллельно с ними пройти 2 веревки. Мы с Ваней вылезли на перемычку, за перегиб, где нет видимости с остальными участниками нашего отделения. Ждем их, ждем, а их все нет и нет. Может что-то случилось? Тут вылезает парень из тех, которых мы обгоняли и говорит, что у наших там что-то случилось, но вроде уже все нормально, и еще что-то про камень. Что это значит мы не поняли и Ваня спустился на веревке чтобы посмотреть и помочь, если надо. Кричат мне: "Закрепи перила", да еще такими голосами! Ну, точно, думаю, что-то случилось...

Через некоторое время поднимается по перилам Аня с перебинтованной головой, на лице кровь, на куртке тоже. Но идет сама, значит все не так плохо. Оказывается кто-то из ребят, которых мы обгоняли, спустил камень, он попал Ане по каске, отломал кусочек от козырька и ей в лоб. Хорошо, предыдущий инструктор – Боря Лаптев – научил нас всегда под каску класть бинт. Лучше бы, конечно, он не пригождался, но... всё бывает. Так что Аню быстро забинтовали, чуть обработали и вниз. Спусковой маршрут уже знаком. По рации наш руководитель – Антон передает: "У Ани травма головы". Представляя, какой сейчас поднимется переполох, Аня выхватывает рацию и кричит: "Послушайте! со мной все нормально, всего лишь небольшая царапина на лбу, я иду сама!" Все обошлось, сотрясения не было. Мы быстро спустились на ночевки и в тот же день вернулись в наш базовый лагерь Уллу-тау.

На этом наша с Аней спортивная программа закончилась, поскольку на 5-ку нас брать никто не собирался. Еле-еле напросились с ними хотя бы на подход на ночевки, должен же кто-то еду приготовить, чаек вовремя поставить. На подход вышли, попутно "спасая" Каныгина, у него опять были не лады с рацией, и он весь день не выходил на связь.

Пятерка на Тютю:

На следующий день 5 здоровых парней вышли на маршрут 5а на Тютю 2-я Западная. С погодой им повезло, светило солнце во всю, и небо синело. А мы остались на ночевках, и решили пойти днем на них посмотреть в бинокль, ведь они говорили, что должно быть видно с плеча Шогенцукова, может быть даже по леднику подойти, главное к стене не приближаться, потому что сыпет. Просмотрев все видимые стены и трещины досконально в бинокль и никого нигде не найдя, я решила пройтись по леднику, чтобы поближе подобраться к тому месту, где они предположительно должны быть, откуда были слышны крики и даже смех! Что же у них там за веселье...

Ледник был не крутой, правда, много трещин. Шла я медленно, тщательно выбирая путь, потыкивая палочками перед собой, за мной еще наблюдали две Ани, которые остались на плече. Моей радости не было предела, когда удалось разглядеть в бинокль знакомые каски на самом гладком участке стены! "КРУТО!" – подумала я. Скоро меня, конечно, прогнали, и я вернулась.

Вечером же была такая картина: "три девицы под окном ждали поздно вечерком". Уже темно, а наших все нет и нет. Завидев вдалеке фонарики, ставим воду греться для чая, фонарики все приближаются, приближаются, и вот они уже совсем близко, так, что можно понять, что это не наши фонарики! И так было несколько раз. Расстройство! А может уже надо идти их спасать? А связи у нас с ними нет, только у них с лагерем. Уже ходили просить рацию у других сборов, но частота у нас с ними оказалась разная. Остается только ждать и ждать. Смотреть с надеждой в темноту, откуда должны появиться наши восходители. Но вокруг – тишина, все соседи спят. И в тот самый момент, когда мы уже начали грустно разбредаться по палаткам, раздался радостный возглас Ани: "Идут!". А мы уж думали, что они решили там заночевать! Но они все-таки вернулись! Голодные, уставшие и довольные!

А теперь о том, где они так долго шлялись, расскажет Ваня:

Следующим пунктом нашей программы оказался маршрут 5А к.т. на вершину Тютю, 2-я Западная. Состав команды, однако, изменился – теперь с нами шли: крутой мастер спорта Олег Миленин, не менее крутой КМС Коля Власов и, круче их всех вместе взятых, второразрядник Андрей. Девчонок на маршрут решено было не брать, а то – что это за пятерка, на которую девчонки ходят, совсем не прикольно! В принципе, думаю, они бы пожалели, если бы пошли – столько мата я не слышал, наверное, со школы.

На подходе под маршрут нам надо было пересечь ледник. Мы связались впятером одной веревкой и, так как по причине экономии веса у нас был всего один ледоруб, отдали его Сане, шедшему последним (чтобы в случае чего всех нас удержал). В процессе шастанья по леднику наша гирлянда каким-то образом перевернулась и Иванов, оказавшись впереди, притормозил перед полоской снега шириной метра два, белевшей на сером льду прямо на нашем пути. До скал оставалось каких-то двадцать метров, а Саша все не решался, где пройти. Не понимая его беспокойства, я посоветовал: "Да шагай прямо!" Поколебавшись секунду, он шагнул... Все произошло очень быстро. Был человек и нету! Мы вчетвером попадали на лед, пытаясь зарубиться голыми руками, в ожидании рывка. Однако, его не последовало. Я тянул веревку изо всех сил, представляя бездыханное тело Иванова, зависшее над пропастью. Через несколько секунд, показавшихся мне вечностью, из трещины раздалось: "Не тяни, задушишь!" Оказалось, Саша пролетел всего-то четыре метра и зарубился нашим единственным ледорубом. Вылезти ему не составило труда, после чего мы дружно посмеялись и пошли дальше.

Лазание оказалось очень приятное – южная экспозиция, сами понимаете. Сложность, по моим оценкам, где-то F6a. Вылезаешь на станцию, снимаешь тапочки и стоишь босиком, на солнышке греешься – ну просто Крым какой-то!

Работали двумя связками без взаимодействия: в первой – все крутые, во второй – мы с Саней, причем кто какую веревку полезет, договорились еще внизу, чтобы несанкционированной смены лидера не произошло. У первой связки такого договора не было, и на середине маршрута Андрей выпросился вперед. Тапок он с собой не взял и поэтому одел Олеговские, на два размера меньше. Оказалось, что это была ключевая веревка, и комментарии Андрея громким эхом отражали горы. Минут через сорок участок все-таки был пройден. Еще через час я остался один на полке, веревка в руках давно замерла, а ответа о готовности страховки не поступало. Тогда, решив, что она, наверное, уже готова, я выщелкнул самостраховку и в этот момент... услышал что-то ужасное! Это было похоже на приближение товарного поезда. Первая мысль: "Саша летит, может забыл что?!!" Дрожащими руками вщелкиваю самостраховку и судорожно обхватываю страховочное устройство. Через мгновение мимо пролетел кусок скалы размером с холодильник, затем камни поменьше. Я вжался в стену. К моему счастью стена в этой части нависала, и камнепад прошел мимо. Что же случилось там наверху?

Почему никто не отвечает? Неужели... "ВАНЯ!! ТЫ ЖИВО-О-ОЙ?!!!" – раздался истошный крик Иванова. От сердца отлегло.

Однако, дальше, следующий сюрприз: веревку где-то заклинило и Саня не может меня страховать. Пришлось подниматься на одном жумаре со средненьким таким рюкзачком килограммов 15, попутно снимая точки. Я бы рекомендовал это упражнение желающим быстро сбросить вес и накачать верхний плечевой пояс. Одной веревки в день, думаю, будет достаточно.

Часов в 7 мы вылезли таки на вершину, а потом было вечернее гуляние по гребню, ночное блуждание по леднику и долгожданное возвращение к нашим палаткам, девчонкам и колбасе!

Ночью мне приснился кошмар, в нем мы с Ивановым бежали спасать Каныгина, но это уже совсем другая история.