Поначалу казалось, что всё против меня — травма в мае, непонятки с напарниками, ангина накануне поездки. И только на работе судьба благоволила: отпуск на 3 недели — пожалуйста, отгул на пятницу — без проблем. И всё же не верилось до конца, что Каравшин и я — две совместимые вещи.
Лишь 12го июля стало ясно, что обратной дороги нет, когда с первой отъезжающей группой я отправила бОльшую часть барахла. Они забрасывались вертолётом, ну а нам — трём горемыкам — неделей позже предстояло протопать 50 км на своих двоих. Обычно берут ишаков, но не в этот раз. С ними было бы конечно проще, но явно медленнее. А у нас был каждый час на счету. Во всяком случае, так считал Саша Иванов, но он был главный :) В итоге я отделалась 15 кг рюкзаком, а парням пришлось тащить пуда по 2 на человека.
Дорога из аэропорта до Воруха (именно оттуда и начинался наш треккинг) заняла часов 7, за которые я успела отлежаться и почувствовать себя более-менее готовой к предстоящим подвигам. В первый день мы одолели половину пути, дойдя до бывшей погранзаставы. На следующий день в обед были уже в базовом лагере. Открывавшиеся виды изумляли и вдохновляли — километровые стены вырастали из земли как огромные грибы.
До сих пор не пойму, откуда у меня были силы угнаться за лосеподобным Ивановым. Наверное, всё дело в размере рюкзака — его вес прямо пропорционален обратно пропорционален скорости идущего.
Погода встретила дождем, который, как выяснилось, начинается каждый день в районе 3-4 часов дня и моросит до вечера. В базлаге народа было немного, в основном все куда-то лезли. А так как дождь шел по расписанию, то лезли они неспешно. Среди них были и Оля с Максом, с которыми мы планировали тоже куда-то взгромоздиться. Так что на момент приезда я была на перепутье — то ли их неделю дожидаться, то ли строить собственные новые планы. Я предпочла второе.
2. Желтая стена
Как известно, к высоте надо привыкать, т.е. акклиматизироваться. Так что на следующий день после приезда мы дружной компанией (я, Саня Юркин, Саня и Аня Ивановы и Стёпа) потащились под стену 4810 — сделать заброску, оглядеться и просто погулять для пользы дела. Тропа была хоть и крутовата, но шлось довольно бодренько. Однако после набора несколько сотен метров организм почуял неладное и начал сопротивляться, что отразилось на самочувствии и настроении. Да и погодка начинала портиться, что тоже оптимизма не добавляло. На леднике перед бергом стало совсем тоскливо. Весь народ убежал наверх, а мне предстояло в одиночку проделать несколько метров по крутяку. Несколько лет назад на какой-нибудь 2А мы бы обязательно повесили там веревку. В конце концов, мы воссоединились на перемычке Усен-4810. Шел мелкий дождик со снегом, навигатор показывал высоту 4000 м и меня колбасило по полной.
Ребята (два Сани и Аня) планировали сходить на разминку маршрут Овчаренко на 4810 (6А), а потом туда же залезть первопроход, прямо по центру стены (Сани без Ани). Я долго всматривалась, пытаясь найти там хоть какой-нибудь рельеф. Но это была взлетная полоса больше километра по вертикали. И как там они полезут?
Попив чаю и заглотив по сникерсу, мы побежали вниз. В базлаг спустились почти затемно. Там ждали хорошие новости — нашелся напарник на Желтую стену. Им оказался слонявшийся без дела Игорь из Иркутска, которые приехал помощником вместе с другими иркутами — Джеком и Волосатым.
Желтая стена (5А) напомнила крымские горы — недалеко от лагеря (час-полтора в среднем темпе), маршрут ходится за день, перепад метров 600. Весь маршрут почти лазовый и идется по трещине, которая по диагонали пересекает гору.
Восхождение было в осадном стиле:) Обработали 2 веревки — спустились вниз. Принесли железо под стену — опять в лагерь. В общем, подход насосали — осталось дело за малым :) Каждое утро выглядывали из палатки и переносили выход на следующий день. Обещанный жаркий Каравшин и рассказы о дюльферяющих со стены от обезвоживания альпинистах были сказкой. Хмурые тучи и поливающий дождь были нашей реальностью. А где-то в другом ущелье на Слесова пережидали в платформе погодные трудности наши мгушники — Игорь, Оля, Макс, Женя и Никитос.
В конце концов счастливый день настал и ранним утром мы выдвинулись из базлага.
Надо сказать, что к тому времени понаехала уже куча народа и пришлось реально по часам расписывать выход на маршрут. Казань вот что бы то ни стало хотела залезть на гору раньше нас, хоть и приехали 2 дня назад. Мы нашли компромисс — они выходят на час раньше, и если вдруг начинают нас тормозить, то пропускают вперед. Наша неспешность позволила им оторваться, и мы встретились только перед вершинной башней. За нами в стиле fast&light лезли парни из Демченко — Рома и Вова.
Если сначала лезлось спокойно, то потом стало немного нервно, и за пару веревок до ключа я уступила лидерство Игорю. Ключ тоже достался ему — вернее ему досталось на ключе. Грустил он там довольно долго, потом уже грустила я, когда вынимала точки. Меня то и дело отбрасывало маятником в сторону, так как страховочная веревка застряла и не выбиралась.
Оставшееся лазание трудностей не составило. Единственным сюрпризом была предвершинная башня. Идешь-идешь себе по гребню, и вершина уже близка, а тут бац — опять напрягаться. Благо дело, не долго и не сильно и в районе 6 вечера уже были на вершине. Вниз!
3. Жизнь в базлаге
Если посчитать количество дней, проведенных в Каравшине, то на базлаг выпала их бОльшая половина. По крайней мере, у меня. Так что эта часть жизни вполне заслуживает отдельной главы.
Внизу было всё тихо-мирно, подвигов не совершалось. Пожалуй, самым экстремальным было выживание ночью в огромной палатке, на обогрев которой тратилась вся моя энергия, и борьба с коровами, которые делали набеги на продуктовую палатку и оставляли дурнопахнущие улики.
Быт в базлаге был вполне благоустроен — газ, плита, тазики, кастрюльки и киносеансы в приятной компании после захода солнца. Даже можно было не готовить, а питаться в палатке Аксай Трэвел. Правда, в конце сборов это вылетело бы в копеечку. 40 евриков в день за 3-х разовое питание это вам не хухры-мухры. Хотя под конец спрос снизился, и цены упали в 2 раза, чем мы и воспользовались. Один раз яичница на завтрак, и праздничный плов в ночь перед отъездом :)
Базлаг скорее напоминал МАЛ (международный альпинистcкий лагерь) на Ленина. Покорять каравшинские стены приехали со всех сторон света — америкосы, немцы, испанцы, канадцы, японцы, украинцы, казахи, белорусы, да и наши в предостаточном количестве. Дело доходило до смешного — вставали в очередь на шестерочные маршруты.
Испанцы то и дело бегали под Серебряную стену с ручным перфоратором и пробивали какой-то мультипитч. Особой популярностью пользовалась Перестройка Крэк на Слесова, на котором каждый стремился установить свой рекорд. Иркуты — Джек с Волосатым — вроде как оказались в лидерах. Хотя я могу ошибаться.
Красноярская сборная тоже порадовала своим присутствием. Жалко, что недолго. Из-за несчастного случая с Саней Нескородовым. Печальная история :(
Время в базлаге текло медленно, но все время находились какие-то дела — по хозяйству, потрепаться за жизнь с соседями, коров погонять, за лепешками и айраном в кош сходить, погулять по окрестностям. В общем, скучать не приходилось. Главное, чтобы была хорошая компания, а она была! :)
Главным развлечением было прослушивание сводок новостей по связи, и особенно всех волновало как там первопроходцы на 4810. Сколько веревок они пролезли за сегодня, как у них самочувствие, далеко ли до цели.
Девчонки — Аня с Таней развлекались по-своему — тренировались ИТОшить на ближайшем камне.
4. Первая шестёрка
Не могу сказать, что сходить 6ку этим летом было моей давней мечтой, но если бы появилась возможность — почему бы и нет. И даже не для клеточки (даже совсем не для клеточки), а для проверки себя — чего я могу. И вот, как-то сидя за чашкой чая я невзначай предложила Ане, Сане и Димону сходить вместе Погорелова на Асан. К тому времени за спиной парней уже была Альперина 5Б, да и Ане опыта не занимать. Компания что надо. Ура, идем!
Выход был назначен на следующий же день после моей Желтой стены, и ребята сделали мне небольшую уступку, разрешив отдохнуть и подойти под маршрут на день позже, за что им большое спасибо. Перед нами на маршруте в разрывом в один день уже работало 2 команды — Ростов и Киев.
Распределяя в лагере роли — кто лезет, кто жумарит и прочее, и на мой вопрос «брать ли скальники», Димон серьезно ответил: «Брать! Но ничего не обещаю». Ну что ж, жумарить так жумарить. Я, в общем, не особо сопротивлялась. Особенно, когда увидела ключевой участок.
Первый день после Огурца прошел относительно спокойно — Саня уверенно пролезал ключевые веревки, ну а я так же уверенно борясь со страхом за него и себя, внимательно страховала его. 3 веревки есть. Аня и Дима загорали на полке рядом с палаткой, на что имели полное право.
Следующее утро началось с приключения — за 3 минуты до будильника в палатку прилетел камушек, порвав тент и угодив мне прямо в челюсть. Спросонья показалось, что размозжило пол головы, но, слава Богу, отделалась небольшим ушибом.
Поменявшись ролями, теперь Аня страховала Диму, а мы с Саней были на подношении веревок. К тому времени я уже мысленно начала сдаваться — тянувший вниз баул не давал покоя. Жумарила медленно и печально, и этот жумаринг был совсем не похож на тот, который мы отрабатывали на технических тренировках на вышке. Отваливалась поясница, а впереди еще минимум 2 дня.
Ура, мы уже на Балконе, значит, можно немного расслабиться. Но не тут-то было — Димон был полон сил и надежд долезть до промежуточной ночевки, которая якобы есть между Балконом и полкой перед вершиной. Но она оказалось мифом, и почти в темноте мы сдюльферяли вниз на Балкон. Спаслись.
Следущий день повторяет предыдущий. Баул то между ног болтается, то едет на плечах. Кажется, что я вскопала поле картошки, а потом еще эту картошку в мешках в подвал перетаскала. Устала и злюсь. В первую очередь на себя и свою самонадеянность. Остальные тоже далеко не первой свежести. Часов в 6 вечера мы на полке, и до вершины осталось 2 несложных веревки, которые еще успеваем обработать. Димон с некоторой долей сарказма предлагает мне их залезть, вспоминая мне мои жалобы на то, что уж лучше лезть, чем жумарить. Я вежливо отказываюсь, упуская свой шанс полазить на 6ке, хотя почему-то ни капли об этом не жалея :)
Погода начинает немного портиться, и ветер всю ночь трясет палатку с расчетом разнести в пух и прах наш маленький домик Элли. Мы ворочаемся в попытке найти удобное для сна положение. Двухместная палатка хоть и вмещает четверых человек, но не дает гарантии, что при таких условиях можно выспаться.
Вершина! Даже не верится! Фотографируемся. Раскидываем барахло и вниз. 15 дюльферов как-никак впереди — засиживаться некогда. И опять мой друг Баул со мной. Но теперь уж недолго ему осталось меня мучить.
Внизу под горой нас ждут сникерсы и вода, любезно принесенные Стёпой. Его хоть и не было на восхождении, но без его участия и поддержки нам было бы труднее. Настоящий тренер, чего тут.
По тропинке вниз резво убегают Саня с Аней, а я потихоньку тащусь за ними, уверяя себя в том, что это была первая и последняя 6ка в моей жизни. Кто знает...
5. Не-Серебряная стена
План сходить на Серебряную стену вынашивался еще в Москве. Интересовал новый маршрут, пройденный в том году томичами. Но это было в Москве.
После Погорелова мне никуда не хотелось, кроме как домой, и я была совершенно равнодушна к тому, что Шуми и Олька собираются залезть на Серебряную стену по словенскому маршруту. У них была схема в УИАА и фотка с нарисованной ниткой — 17 веревок пятёрочного лазания, и китайский поход по троечному гребню. Предположительно 5А-5Б.
Спустя несколько дней и забыв про все невзгоды на 6ке, я напросилась с ними. Не отказали :) Однако, «нашему счастью» не удалось сбыться, так как сам Игорь позвал их с собой на Потанькина (6А). 17 веревок против 37 явно проигрывали, и вот уже я в поисках своей жертвы.
Замученные тяжелой неволей на 4810 Макс, Никитос и Женька отказались сразу, а у девочки Кати из Харькова явно не было мечтой залезть на 5ку в женской двойке. И только бедный Игорь из Иркутска опять согласился.
Собрав с миру по нитке оставшееся в лагере железо, ушли с ним под маршрут. Планы были грандиозными — обработать 2 веревки. Переночевать. Одолеть стену. Переночевать. Одолеть гребень и спуститься.
Увы, планам не удалось свершиться. На 4-х часовой связи узнаем, что Саша и Саша не успевают долезть свой первопроход и спускаются вниз. Боевой настрой сразу исчезает — тоже хочу в лагерь, но уговариваю себя, что надо. Начинаю лезть первую веревку и после нескольких метров, начавшийся дождь сгоняет со стены в палатку. Настроение хуже некуда. Опять уговариваю. Наутро становится веселее, и часа за 3 пролезаем метров 150 стены. Это где-то на уровне 5ой веревки по описанию. Темп вроде неплохой, но впереди еще 450 метров вполне себе трудового лазания. Ко мне зажумаривает Игорь. Вижу, что он не горит желанием лезть первым, да и вообще двигаться вверх. Почти одновременно решаем дюльферять. Значит, будет повод вернуться :)
6. Эпилог
И напоследок, пара выводов о поездке.
1. Раньше ничего подобного не было в моей жизни, и такой опыт крайне полезен. И даже не тем, что квалификация растет на глазах. Это все равно, что в одной горе умещается целый сезон. А тем, что такая автономность экспедиции дает по-другому взглянуть на альпинизм. Это не обычная поездка в альплагерь. По крайней мере для меня.
2. Хотелось бы уже, наконец, иметь схоженную команду, как минимум, напарника, с которым будут одни и те же цели и планы их достижения. Но в альпинизме, я так поняла, это скорее исключение, нежели правило.
3. Мой уровень — Желтая стена. Надо тренироваться, если я хочу бОльшего. Но это уже другая история :)