Главная » Копилка творчества » Сочинительства Войти
Разделы

- Политика клуба

- Актив клуба

- Альпклуб в лицах

- История альпклуба

- Вступить в клуб

- Контакты

- Наши тренировки

- Расписание занятий и тренеры

- Скалодромы

- Рейтинг участников

- Положение о клубе

- Учебный план 2017 – 2018

- Членские взносы

- Правила проведения альпинистских мероприятий

- Разрядные требования

- Учётная карточка альпиниста

- Положение о рейтинге

- Статьи, лекции

- Отчёты о восхождениях

- Карты

- Список необходимого снаряжения

- Сочинительства

- Фотоальбом

- Видео

- Газета клуба

- Форум

- Группа ВКонтакте


Арарат или Агри Даги

Иван Феофанов

Арарат или Агри Даги

Идея поездки на Арарат возникла внезапно как запасной вариант — мои планы на лето резко поменялись и я не смог уехать из Москвы надолго. Информации в интернете было не очень много, а толку от неё ещё меньше. По-видимому, с каждым годом всё меняется и стоит смотреть только свежие материалы. В итоге самые важные вопросы: пермит на восхождение и заброска остались нерешёнными. Вроде пермит нужно оформлять за месяц, а может и за полгода, стоимость тоже все указывают разную. Турфирмы, у которых есть сайты в интернете, просят бронировать тур за несколько месяцев, навязывают кучу ненужных нам услуг типа проката снаряжения, лошадей, поваров и, естественно, просят за это не граничащие со здравым смыслом (для Турции) деньги.

Последняя надежда оставалась на курдов, которые возят на гору нелегально, пряча туристов в соломе. Помимо заработка, это приносит им моральное удовлетворение — деньги от пермитов не попадают туркам. Вскоре нашлась компания, готовая вместе со мной ввязаться в эту авантюру и пожить немного панковской жизнью. Мы купили билеты до Эрзурума и отправились в неизвестность.

За три недели до отъезда выяснилось, что хоть для русских виза в Турцию не нужна, паспорт должен быть действительным полгода после въезда в страну. Мой паспорт заканчивался через два месяца, поэтому появлялась новая интрига — пустят ли меня вообще в Турцию. Интернет говорил, что турки очень лояльно относятся к срокам действия паспортов у русских, поэтому я был относительно спокоен.

Выезд в Турцию

Перелёт в Эрзурум проходил с пересадкой в Анкаре, которая с самолёта показалась холмами, усеянными одинаковыми домиками. Из Анкары летает местный дискаунтер Anadolujet, который пользуется старыми самолётами Ryannair, с их характерной раскраской салона и укладкой ног за уши. В Эрзурум мы прилетели ночью и решили переночевать в аэропорту, чтобы утром отправиться на автовокзал и купить билеты в Догубаязит. Аэропорт оказался вполне современным и ночёвка ожидалась вполне комфортной. Удивило только то, что багаж выдали всем, кроме нас. Мы ещё не успели прочувствовать всю катастрофичность ситуации, как охранники отвели нас в другой конец аэропорта, в полутёмный зал выдачи багажа, где нас встретили наши рюкзаки.

Аэропорт был пуст, служители не обращали на нас внимания, свет был неярким, в общем, всё способствовало хорошему сну. Устроившись поудобнее на сиденьях и отогнав комаров, мы заснули. Поспать удалось недолго, Эрзурум подтвердил своё звание одного из самых холодных городов Турции, и мы практически одновременно проснулись от того, что дрожим. Надев свои альпинистские пуховки, мы продолжили сон.

Утром мы проснулись от звуков оживающего аэропорта. Было светло, вокруг было множество людей в футболках и шортах, с удивлением поглядывающих на непонятных личностей, лежащих в пуховиках. Приведя себя в порядок, мы поискали банкомат, чтобы получить лиры. Его не оказалось ни в аэропорту, ни на автовокзале.

На автовокзале расположены представители многих фирм-перевозчиков. Информации на английском нигде нет, да и служащие не говорят и не понимают по-английски. В итоге объяснились на пальцах и купили таки три заветных билета до Догубаязита.

Догубаязит

Дождавшись нужного нам автобуса с надписью Dogu Bayazet, подошли к водителю, уточнили, наш ли это автобус и, получив не очень уверенный утвердительный ответ, погрузили багаж и сели в него.

Когда подошло время отправляться, выяснилось, что это не наш автобус. Мы стремительно выгрузились из автобуса в надежде, что наш не уехал, потому что следующий был только на другой день.

Сев в правильный автобус, Юля поняла, что забыла в предыдущем свой новый фотоаппарат. Тот автобус уже уехал, окружающие не понимали, что мы от них хотим, поэтому шансы вернуть аппарат стремились нулю, что несколько омрачило наш выезд.

Автобус до Догубаязита едет около пяти часов и примерно в середине пути делает небольшую остановку. На этой остановке Ксюша узнала по "глупым шторкам" автобус, в котором был потерян фотоаппарат. После непродолжительных объяснений жестами водитель показал человека, у которого и обнаружилась пропажа.

Обретя чудесным образом фотоаппарат, мы взбодрились и принялись обсуждать наши дальнейшие планы. Ситуация с гостиницами была неопределённой, где их искать — непонятно, будут ли там места в сезон — неясно. В крайнем случае решили спать в палатке, всё же лучше, чем на лавочках в аэропорту.

Наконец, мы добрались до Догубаязита, который оказался типичным восточным средневековым городком с узкими улицами и невероятной суетой. Первым делом нужно было заселиться куда-нибудь, бросить рюкзаки, пойти ужинать и искать курдов. Но где искать гостиницу и тех самых нелегальных курдов? В интернете писали, что они сами встречают туристов при выходе из автобуса, но наш приезд оказался незамеченным.

Я отправился на поиски гостиницы. Искал я их по залитой в навигатор карте Турции, которая показывала обилие гостиниц в радиусе полукилометра. Прошёл я так мест пять, но ни в одном из них гостиниц не обнаружил. Местные жители показывали в разные стороны, и я не уверен, что они вообще меня понимали. Внезапно я случайно увидел заветную надпись Hotel, рядом с которой красовались целых три звезды, что обещало неожиданный и невероятный комфорт — мы ожидали ночёвки в тараканничке у местных или в палатке.

Гостиница оказалась, действительно, очень хороший, а её хозяин был бывшим гидом и нынешним владельцем фирмы, занимающейся организацией поездок на Арарат. Мы заселились и договорились вечером поговорить о предстоящей поездке. Из окон нашего номера был виден стоящий метрах в двадцати минарет, гарантированно лишающий непрерывного сна.

Вечером я пообщался с хозяином гостиницы, объяснил, что нам нужно, поторговался и договорился, что выезжаем завтра утром. Якобы официально в рамках группового пермита.

Итак, ещё пару часов назад мы не знали, где будем спать, когда поедем на гору и поедем ли вообще. Сейчас же наше восхождение наконец стало реальным и, радостные, мы отправились на поиски самого вкусного кафе в Догубаязите.

Начало

Наутро за нами приехал микроавтобус и, подхватив ещё пятерых румынов, повёз нас к горе. Через полчаса езды, не встретив ни одного КПП и не показав никому никаких бумаг, мы подъехали к тропе, откуда начали подъём в лагерь 1, расположенный на высоте 3200 метров. Шли мы не быстро, так как несли рюкзаки, рассчитанные на автономное существование на горе и на запасные дни в случае непогоды. Шедшие налегке европейцы быстро обогнали нас, а с нами увязался турецкий гид, видимо, предполагавший, что без него мы не дойдём. Он совсем не говорил по-английски, и мы шли, просто иногда обмениваясь улыбками. Часа через два гид жестами предложил понести Юлин рюкзак, надел его, поулыбался и отдал обратно. Видимо, рюкзак оказался слишком тяжёлый, а может организм гида был ослаблен Рамаданом. Пока мы шли, гиды, погонщики и многие восходители смотрели на нас удивлённо и недоумевали, почему же мы идём без лошадей. Большинство спрашивало, откуда мы. Слухи о русских расползались по лагерям быстро, и уже на следующий день нас приветствовали: "Руссо!" Как выяснилось позже, люди, идущие на Арарат автономно, приезжают крайне редко и мы были очень необычны для местных и, тем более, для приезжих.

По пути дети пастухов увязывались за нами с криками "Шоколат!", но достать что-то из наших туго набитых рюкзаков было практически невозможно.

Наконец, мы пришли в первый лагерь, установили палатку, встретили красивый закат и уснули. Но, как оказалось, в лагере вместо муэдзинов были ослы. Они орали примерно в то же время, громко и протяжно, в общем, полностью переняв местные культурные традиции.

Акклиматизация

На следующий день мы сходили акклиматизационный выход в лагерь 2, находящийся на высоте 4200 метров. В этом лагере, как и в первом, оказалась вода, так что слухи об отсутствии воды, распускаемые местными, оказались далеки от реальности. Спуск прошёл быстро, мы заночевали в лагере 1.

После этого был следующий подъём в лагерь 2, где наше появление опять не осталось незамеченным (эти дикие русские ходят без лошадей и носят свои вещи сами!) и нас опять принялись угощать, чем внесли приятное разнообразие в наш рацион.

Все дни нас постоянно мучила мельчайшая серая пыль, похожая на цемент, которой покрыты склоны Арарата. Она забивалась в одежду, в глаза, нос и уши. Никогда я ещё не видел настолько пыльной горы! После любых переходов мы радовались, что уже взрослые, и с величайшим наслаждением принимались ковыряться в носу.

Восхождение

На следующий день в час ночи мы собрались, перекусили и в полвторого начали подниматься. Внизу оранжевым спрутом светился Догубаязит, вдалеке были видны деревни Ирана, сверху было усеянное звёздами небо — восхождение было красивым! Более четырёх часов тропа шла по камням, потом полчаса мы прошли по ноздреватому льду в кошках и, наконец, мы на вершине. К этому моменту поднялся ветер, который мешал снять рюкзак. Насмотревшись на проплывающие облака, наслушавшись рёва ветра и нафотографировавшись вдоволь, мы пошли вниз. К сожалению, облачность со стороны Армении не позволила увидеть Ереван.

Примечательно, что наше восхождение совпало с днём рождения альпинизма.

(8 августа 1786 года два швейцарца — врач Паккар Мишель-Габриэль и проводник Бальма Жак впервые достигли Альпийской вершины Монблана. Эта дата считается днем рождения мирового альпинизма).

Спуск

Спускаться мы решили до самой дороги, пройдя за один день и спуск в лагерь 2, и переход в лагерь 1, и спуск из первого лагеря. Причём сделать это предстояло быстро, так как машина должна была забрать нас и наших соседей-румынов, которые спускались на лошадях, что заметно увеличивало их скорость. Времени это заняло много, но, несмотря на вес наших рюкзаков и длину маршрута, спуск оказался не тяжёлым и мы смогли обогнать румынов.

Только мы сели в машину, как начался сильнейший ливень и засверкали молнии. Гора провожала нас грозой. Мы очень удачно совершили восхождение в последний день периода хорошей погоды и не спускались по скользкому пути — та самая араратская пыль, мучившая нас в течение всего путешествия, при попадании воды становится удивительно скользкой грязью.

Культура!

Резервные дни, заложенные на непогоду, мы решили потратить на культурную программу. Мы посмотрели на город Догу Баязет, сходили в крепость Исхак-Паши и провели вечер в курдской семье.

На следующий день я с местным типом криминального вида ездил смотреть на останки Ноева Ковчега, на гигантский метеоритный кратер у границы с Ираном и на термальные источники, где от восторга чуть не сварил свои ноги. Девушки от этих поездок отказались, считая водителя весьма подозрительным типом, который непременно их похитит.

Делать в Догу Баязете становилось нечего, поэтому мы решили изменить маршрут возвращения в Эрзурум, проехав через город Ван.

Утром следующего дня мы тайком от нашего мафиозного друга (уж очень он настойчиво предлагал довезти нас сам) короткими перебежками добрались до автобуса в Ван. Дорога была очень живописна и проходила по местности, сложенной лавовыми потоками и вулканическими конусами, а затем вдоль берега озера Ван.

Ван — город и озеро

В городе Ване мы поскалолазили по легендарной Ванской крепости и сходили на озеро, давшее имя городу. Городской берег озера ужасен, закидан мусором вперемежку с грязью, поэтому будущим путешественникам не рекомендовал бы его посещение, а наслаждаться самым щелочным озером мира в другом месте. Вечером мы узнали о транспорте на главную достопримечательность окрестностей — Ахтамар и запланировали поездку туда.

Ахтамар

Путь на остров Ахтамар проходил на двух видах транспорта — автобусе, а затем на корабле. И то, и другое ходит достаточно часто, поэтому приехали мы туда быстро и смогли позволить себе не спеша понаслаждаться этим фантастическим местом и даже немного искупаться.

Путь домой

Мы отправились на автобусе в Эрзурум заранее, на случай, если в поездке что-нибудь случится. В поездке что-нибудь случилось — у автобуса сломался генератор, водителю пришлось искать сервис, и мы прибыли в аэропорт с двухчасовым опозданием относительно намеченного плана. До самолёта оставалось много времени, поэтому мы уже со знанием дела выбрали лавочки, надели пуховики и легли спать. На этот раз комаров в аэропорту Эрзурума не было, однако вместо них в утроенном количестве были мухи. Кое-как выспались и полетели в потрясающий Стамбул, но это уже совсем другая история!

Постскриптум. Мелкие наблюдения

  • Турки, в отличие от, например, Египтян, торгуются весьма консервативно, наценивая и потом скидывая небольшую сумму.
  • Турки, не владеющие языками, лучше понимают русские слова, чем английские. Например, им бесполезно говорить: "tea", "toilet", "Russia", зато они сразу понимают "чай", "туалет", "Россия".
  • В салоне турецких автобусов и маршруток есть табуреточки, так что если вам не хватило места — не отчаивайтесь, можно поехать в проходе.
  • В междугородных автобусах сзади есть ящик с упаковками воды, она бесплатна.

АраратВид на Арарат из ДогубаязитаВершинаВид на Малый АраратДорога к дворцу Исак ПашиВо дворцеАхтамар

Возврат к списку