Тема самозадержания и организации надёжной страховки на ледовых склонах различной крутизны остаётся актуальной на сегодняшний день. В августе 2012 года в Уллу-Тау при подходе по леднику под маршрут на Чот-чат 2А к.тр. произошёл срыв шедшего первым А. Калядина, шедшего в связке с А .Ольховиковым. При этом первая связка (четвёрка) крутила буры, а вторая связка, хотя и должна была использовать указанные точки страховки, по неизвестным причинам в момент срыва не имела ни одной промежуточной точки. Результат отсутствия требуемой страховки на ледовом склоне на подходе под маршрут 2А налицо: двойка улетела в промоину. Колядин лечился пару месяцев, Ольховиков получил закрытый перелом, пробитую артерию и обморожение, лечится до сих пор.
Даже принимая во внимание всю сложность самозадержания при срыве на ледовом склоне, отрабатывать данный навык нужно, как минимум, для того, чтобы понять, к чему может привести срыв в реальных условиях. Ещё один немаловажные моменты: целенаправленно совершая самозадержание сорвавшийся снижает скорость , царапая склон ледорубом, и ориентирует положение тела в пространстве, предотвращая перемещение кувырком. То есть, в итоге, самозадерживающися сорвавшийся воткнётся в потенциальное препятствие ногами. Таким образом, с определённой долей вероятности можно в щадящем скоростном режиме съехать на брюшке ногами вниз до какого-нибудь снежного пятна, а уж на снегу зарубиться по всем правилам.
Отрабатыватьь задержание на льду лучше в кошках. Чтобы почувствовать необходимость подъёма ступней, обутых в кошки. В противном случае сорвавшегося разворачивает лицом вниз-вперёд или начинает вращать сначала в плоскости, параллельной склону, а потом и в перпендикулярной. На этом этапе срыва говорить об использовании ледоруба уже бессмысленно.
В заключении могу сказать, что при любом срыве надо пытаться задержаться всеми доступными способами и продолжать попытки до полной остановки.