Главная » Копилка творчества » Сочинительства Войти

Каравшин 2009. Женский взляд

Оля Лопухина

Участники:

Савельев Игорь. Вечно жующий командир всего, чем только можно было командовать и пролазун всего, что только можно было пролезть. Пользуется особым авторитетом у местных аксакалов.

Мазин Женя, он же Джек. Человек, с успехом заменяющий ослика на вертикальной стене. Поразительно вынослив и не привередлив. Не перестает радоваться жизни ни при каких обстоятельствах и заставляет радоваться других.

Григоренко Леня, он же Степа, он же Профессор. Прилетел в Каравшин после защиты докторской диссертации. Поэтому в малиновых штанах. Всем три раза ку!

Терехов Миша. Мастер разговорного жанра. К сожалению, из-за проблем с зубами покинул нас раньше, чем собирался.

Иванов Саня. Самый преданный поклонник пика 4810, подтверждающий известную истину о том, что насос — отец мастерства.

И, наконец, я. Утяжеляющий фактор всей экспедиции, но и ее украшение. ;) Ведь без женщин все в этом мире было бы гораздо проще, но и гораздо менее интересно! ;)

Итак, Каравшин. После долгих споров и размышлений, сравниваний и взвешиваний, было решено ехать туда. Ну хорошо. Последние деньги потрачены на всевозможные очень нужные железки и вперед — в аэропорт. Первыми летим мы с Игорем и Женькой, остальные подтянутся позже.

В аэропорту ужасно разозлились на компанию S7 — у нас в очередной раз не получилось добиться разрешения на бесплатный перевоз дополнительного веса, а килограмм перегруза стоил 220 рублей. Так что вероятно, если «Сибирь» не разорится в ходе текущего кризиса, обязана она будет этим исключительно нам.

Ошский аэропорт встретил нас стойким запахом ослиного стойбища. Наверное, именно на моче этих животных совершается обратный перелет, Ош-Москва. Дальше паспортный контроль. Очередь? Нет, такого слова в киргизском языке явно нет. Но зато за определенный «бакшиш» — 500 сомов (примерно 450 рублей) с человека, предлагают пройти по «вип коридору». Причем объявляется это всем сразу, разве что не в громкоговоритель, а не как принято у нас — каждому, отдельно, на ушко. Видимо, с коррупцией они еще бороться не начинали.

Получение багажа — тоже отдельная песня. Я сначала думала, что для его выгрузки выстроится цепочка из 30 киргизов и будут все это перекидывать из рук в руки. Но оказалось, что машинизация, оптимизация, а вместе с ними, вероятно, перфорация и сублимация, дошли и сюда. Вещи привезли на стареньком ЗИЛе и, как мясо антилопы кидают тиграм в клетку, закидывали страждущей толпе на растерзание за заборчик.

В аэропорту нас встретил местный аксакал Дауран, мы закупились всяческой едой и не только, на рынке и в магазине и со скоростью 80 км в час стали приближаться к нашей цели — к горам. Вдоль дороги друг друга сменяли небольшие оазисы деревень, холмы с маленькими скалистыми выходами, пустынные равнины с выжженной травой. К вечеру начался дождик. Дауран сказал, что в этом году это привычная погода.

Около 8 приехали к Даурану домой, у него и остались до утра. Восточное гостеприимство было на высоте! Сначала — легкий ужин, состоявший, в основном, из чая, арбуза и лепешек, потом баня и отдых. Мы завалились спать без задних ног. Но перед этим хозяин сказал нам, что еще будет плов и вообще «Не будем ночью спать — до утра есть будем». Тогда мы подумали, что он просто шутит. Но не тут-то было! В полдвенадцатого нас разбудили на плов с водкой. Откосить удалось только Игорю — его просто не смогли добудиться. Однако, надо отдать должное, плов был очень вкусным и после него нас, таки, отпустили спать.

Утром стало видно горы. Они пугали. Нет, не своими размерами и крутизной — до настоящих гор было еще 1,5 дня пути, но уже те низкие холмики, которые мы видели, на вершинах были присыпаны снегом. А как же наш теплый скальный район? Обманывают, гады.

Монополию на заброску наверх почти целиком захватили военные. Ишака предлагают за 60$, мы рассчитывали на 40. Игорю, в итоге, удалось сторговаться чуть дешевле 50. Но зато за эти деньги дают вполне приличные тропы, облагороженные этими военными, и животных, которые умеют по ним ходить. Так что 1,5 дневная прогулка получилась вполне приятной — погода была не жаркой и устали не очень сильно. По дороге успели пообщаться с пограничниками (которые всей толпой ходят смотреть на туристов — как детский сад на прогулке в зоопарке, только с автоматами) и с жителями местных кошей — всем скучно.

На стоянках встретили часть многочисленной украинской дружины. Одесситы нам поведали, что погода ужасна, но, несмотря на это, все стойко сидят на стенах. Поздно ночью вернулись Мариша Коптева с Аней Ясинской после 6А Мороза на Асан. Мегатетки!!!! Потом целый день рассказывали, как висели на одном якорном крюке под крышей и как на обратном пути разбирали Асан на части. Страшно — аж жуть! Короче, что будет с несчастным слоном, если он, не дай бог, скачущим встретится им на пути, не пожелаешь знать и врагу. Хоботом, бедняга, явно не отделается.

На следующий день сходили в цирк 4810. Там уже четвертый день на маршруте Крицука, после недельной обработки, мужественно висит ростовская команда. Не страшны им никакие природные катаклизмы! Лишь бы еды было много!

Потом ребята сходили в соседнее ущелье Ак-су, полазали боулдеринг, посмотрели на стены. На следующий день на гору. Но утром испугались хмурого неба и никуда не пошли, хотя в итоге весь день светило солнце. Потому решили, что больше нас таким не испугать и, проснувшись на следующее утро, бодро побежали под стену (еще б не бодро — у меня-то рюкзака не было :) ).

Итак, 5А на Желтую Стену. Так вот ты какой, военно-морской альпинизм!!! Первые две веревки залиты водой (это, конечно, если все по-честному лезть, а не облезать справа, как делают все нормальные люди).

После первой из них быть лидером резко расхотелось и вперед, высказав мне свое «фе» по-поводу редкой страховки, пошел Игорь, положив 3 точки на веревку. Потом еще на веревку вышел вперед Джек, нашел шедевральную станцию на пересечении нашего маршрута и красноярской 5Б — полка, а в 3х метрах над ней, на плите, два шлямбура. Наверное, чтоб не расслаблялись посреди маршрута. Затем ключ, красиво пройденный Игорем в стиле «попа-стопер, голова-гекса». По крайней мере, так говорят. Мне смотреть было страшно.

Но потом оказалось, что жумарить этот ключ еще страшнее, чем смотреть на то, как его лезут. Однако, при моральной и не только помощи Джека и какой-то там матери, это препятствие тоже было преодолено. Женька же за это время успел выучить много новых и, к моему стыду, не всегда приличных, слов, которые, вероятно, он и употребил, когда жумарил сам. Но это было еще не все. После ключа была узкая горизонтальная расщелина, пробираясь через которую с рюкзаком и веревкой, я долго вспоминала Игоря, который не стал выводить наружу перила.

Короче, от меня в этот день досталось всем. Потом была вершина и, на сколько это было возможно, стремительный спуск вниз, с парой бродов по колено в воде, в которых гортексовые ботинки оказались абсолютно бессильны. Успели почти засветло и устроили праздничный ужин из праздничных макарон, праздничного сыра и праздничных сосисок с не менее праздничными мартини и виски.

День отдыха, а потом Женька и Игорь ушли на 5А на Усен. Меня оставили сторожить еду и выходить на связь с аргументацией, что бивуак на гору им тащить лень, а в случае холодной ночевки им сразу станет меня жалко. Джентельмены, короче. Ну и не жалко. Я прекрасно провела время в лагере, читая страшную книжку про сомнамбулистичного писателя. Хорошо еще, что книжка была на английском и не всегда было понятно, где надо бояться.

Мужики вернулись, забежав на гору за день, правда с 2мя обработанными и с одной застрявшей на дюльфере веревкой, за которой они меня отправили через 2 дня - «Тебе надо акклиматизироваться!». Игорь заранее запугал меня 5-шным лазаньем к застрявшей веревке и 4-х часовым подходом под гору. Про подход не наврал, а лазанье, к счастью, оказалось от силы 4-шным, так что, когда на выходе на ту полку, где застряла веревка, меня встретил снег, я решила, что строить станцию долго и сложно и спустилась вниз лазаньем, взяв с Джека, который меня страховал, слово рассказать Игорю правдоподобную историю о сложнейшем дюльфере с могучей станции на пяти крючьях.

Потом пошли на Асан, 5Б Горбенко из цирка 4810. С вечера обработали 4 веревки. Как же легко и приятно жумарить всего-то с одной бухтой веревки!!!! Но на утро халява закончилась — к веревке добавился еще рюкзак. Вроде бы маленький и легкий, особенно по сравнению с Джекиным баулом, но все равно оказывающий изматывающее действие на молодой растущий организм.

К трем часам дня мы пролезли еще 5 веревок и тут начала портиться погода. Благо, мы в это время были на большой осыпной полке, на которой даже нашлась площадка под палатку, превратившаяся после небольшого косметического ремонта в шикарный пятизвездочный люкс с видом на 4810. Все помнят: «А из нашего окна площадь Красная видна!»? Так вот, это про нас!

Сделав вид, что погода совершенно ужасна, мы поели и завалились спать. Часов в семь Игорь с Женькой проснулись и героически провесили еще 2 веревки. Потом за ужином мы смотрели телевизор — на 4810 по маршруту Сахарова лезли Женя Дмитреенко и Саня Грибцов — парень из Воронежа, который с нами забрасывался. Красиво и интересно.

На утро мы проснулись, залезли на вершину, начали дюльферять.

Сначала все шло хорошо, а потом мы поняли, что заехали не туда. Не сильно, но ощутимо. Опять начало капать с неба и стоять второй час на станции посреди ручья, пока Игорь закладывал траверс половины Асана, разонравилось. Но вскоре, потратив еще полчаса на продергивание этого кривого дюльфера, мы нашлись и жизнь опять стала налаживаться. На 7ми часовой связи Игорь узнал, что в лагерь пришли ребята из клуба Визбора с сигаретами, объявил, что, по этому поводу, мы сегодня, не зависимо ни от чего, ночуем в лагере и мы стали все более стремительно применять слово «дюльфер». Спустились, спасли две сброшенные после обработки веревки и побежали вниз. Тут-то я и возненавидела фирму Баск с ее баулом и Саню Иванова, который решил, что именно этот баул нам просто необходим. Из-за отсутствия пояса он даже легкий доставляет кучу неудобств. Но ничего, вниз не вверх, дошли. В лагере нам досталась гречка, приготовленная незабвенным харьковчаниным Валей. (Спасибо тебе, о Валька!!!!)

Легли спать. Закрываю глаза и опять оказываюсь на этой спусковой морене с этим баулом. Пару раз, почуяв неладное, спросила у Игоря, пришли ли мы вниз. Но вскоре вечерняя доза мартини сделала свое дело. Спааааать....

День отдыха. А потом к нам пришло пиво :) а так же Миша и Степа. Еще толпа австрийцев из команды Маммут, а к вечеру с 4810 спустились Женя и Саня. Сахарова (самую сложную 6Б на эту гору) они сходили за 4,5 дня вверх и 1 вниз. В двойке. Монстры. По дороге вниз (дюльферяли они по маршруту Крицука, которого до этого сходил Женя с ростовчанами, а теперь лезли одесситы) Саня, сутки до того ничего не куривший кроме чебреца, ибо зеленый чай не пошел, стрельнул у Шуры Лавриненко сигарету. Шура, явно не ожидавший такой наглости, сигарету дал.

На следующий день должны выходить на подход под Назарова — 5б на 4810 по гребню из другого ущелья. Утром решаю не идти — пожгла на солнце ногу ровно под ремнем системы, болит живот, да и просто за два дня отдохнуть не успела. Игорь с Женькой уходят — иначе Джек может опоздать на самолет. Сразу после обеда начала им завидовать, но уже было поздняк метаться. Оставалась только надежда найти кого-нибудь еще.

Но все мои мечты охмурить какого-нибудь сильного и смелого буржуйского (или не очень) молодого человека, прикрываясь благородной целью — залезть на гору, так и закончились неудачей. Через четыре дня вернулись Игорь с Женькой, которому через пару дней уже надо было бежать вниз на самолет. Степа с Мишей успели за это время сходить на Желтую Стену и уже собирались на 5б Альперина на Асан.

Тут-то мы с Игорем и решили, что нам просто необходимо сходить на 6А Мороза на пик Слесова. Посчитав, что раньше 3го августа Саня Иванов, который, по нашим понятиям, 1го числа вылетал из Москвы, ну никак не доберется до лагеря, и, соответственно, уже никак не сможет нам помешать, запретить и не позволить, мы решили того же 1го августа валить в соседнюю долину, начинать обрабатывать маршрут. К счастью, вняв моему здравому рассудку, он решил, что пойдем мы туда вчетвером — со Степой и Робертом — немцем, который руководил выездом австрийцев и который уже успел побывать однажды чемпионом и дважды бронзовым медалистом чемпионатов России по альпинизму. Они должны были подойти чуть позже с двумя платформами, едой и прочим необходимым скарбом.

Но не тут-то было! В то самое время, как мы, уже продрав глаза после послеобеденного сна, но еще не успев перейти к приготовлению ужина, 31го августа, обсуждали свои коварные планы, на горизонте показался человек с большим рюкзаком, удивительно похожий на Иванова.

Оказалось, что вылетел из Москвы он 29го, а не 1го, а стало быть, нашим мечтам о 6А не суждено сбыться. Саня готов был практически тут же бежать и начинать обрабатывать 6Б, но его удалось остановить, перенести этот момент на 2 дня вперед, отправив его акклиматизироваться, и освободить эти 2 дня для другого приключения — 5Б на Ортотюбек в двойке с Игорем.

Ну 5Б — так 5Б. Мы не гордые. План составлен: выходим рано утром 1го августа, переходим в другое ущелье (Ак-Суу), в тот же день долезаем со всем бивуаком до полочки под палатку — 4-5 веревок четверошных скал, и если успеваем — обрабатываем еще две веревки — они ключевые на маршруте. На следующий день лезем на вершину и спускаемся максимально низко вниз, в идеале — возвращаемся в базлаг.

Но с самого начала все не очень заладилось. Нет, я не жалуюсь, но раннее утро у нас началось в 11 часов, в пол 12го мы вышли. К трем часам успели перейти в соседнее ущелье, заметить наползающую на нас тучу, поставить палатку, поесть и завалиться спать. На улице тут же начался дождь. Вечером я проснулась часов в 6 и попробовала заставить Игоря долезть-таки до этой самой полки, чтоб успеть все нормально по плану сходить. Но пробурчав что-то про тучу над 4810 (единственное подобное образование на абсолютно чистом небе), про то, что здесь «все как в Крыму, только чуть-чуть больше» и про то, что мы сильные и смелые, он повернулся на другой бок и продолжил дрыхнуть. А я что? Я здесь не главная. Сказано, что за один день пойдем вверх-вниз — значит за один день. Только сникерс лишний с собой прихвачу на всякий пожарный.

К слову сказать, несколько отвлекаясь от главной линии повествования, не могу не упомянуть о том, что придя в ущелье Ак-Суу, я поняла, что меня обманули. Да-да! Надули самым натуральным образом. Оказалось, что в этом самом ущелье намного красивее, чем в соседнем Кара-Суу, в котором жили мы. Туда своими отвесными стенами обрываются пик Котина, пик Тысячелетия крещения Руси, 4810. Напротив них пальцеобразный пик Слесова и красавец-Ортотюбек. И все это великолепие видно прямо со стоянок. Правда потом выяснилось (к счастью, не на нашем опыте), что вся долина насквозь продувается пронизывающим ветром, но от него мы вполне комфортно укрылись за нависающим бульником. Короче, красотища просто несусветная.

Но вернемся к нашим баранам. А они, проснувшись в 3:40 утра, что было на 40 минут позже запланированного, поели и пошли наверх. Сначала — час по ужжжжжжасной осыпи. Хотя в темноте она была не так ужасна, как на будущем спуске вниз. Потом полезли. Скорость вроде нормальная — минут 40 на веревку. Принимая во внимание, что это почти Крым и что жумарю я явно не быстрее, чем лезу, вместо жумара мне были выданы скальники. Четыре веревки пройдены, полет нормальный. Дальше — ключ. Игорь его частично пролез, частично проитошил. Я зажумарила и дальше пошли так же — лезть по пятерошным скалам с рюкзаком не хотелось.

Примерно с часу дня небо начало хмуриться, но не настолько основательно, чтобы мы прервали свой героический поход. Поначалу вообще казалось, что дождя не будет, но чем дальше, тем становилось хуже. В итоге, часов в 5 начался грибной дождик, смешанный с грибным снегом, а в шесть-полседьмого полило уже более основательно. К счастью, Игорь к этому времени уже успел залезть под карниз, а я не сильно намокла, пока к нему добиралась. Зато устала довольно сильно. И, если честно, уже совершенно ничего не хотелось. По этому поводу мне были предложены 3 варианта — дюльферять вниз по мокрому, с офигенной вероятностью, что что-то где-то застрянет; долезть доверху и попробовать спуститься по снежному кулуару, про который мало что известно, кроме того, что про него вскользь упомянул Шура Лавриненко; или устроиться где-нибудь на холодную ночевку. Надо отметить, что до этого я ужасно гордилась тем, что у меня в активе не было ни одной холодной ночевки за всю мою, пускай непродолжительную, но, все-таки, весьма бурную альпинистскую карьеру. Но лезть вверх я уже была явно не в состоянии, вниз, конечно, очень хотелось, но торчать посреди стены неизвестно сколько, да еще и в темноте — нет. К тому же, КМС на носу. Не принципиально, но хочется! Так что выбор был сделать в пользу не самого комфортного, но, пожалуй, наиболее безопасного способа провести ночь. В итоге, Игорь пролез еще пол веревки и под тем же карнизом нашел маленькую полочку, на которой можно было даже лечь, но сидеть оказалось гораздо теплее. Из теплых вещей у нас был ровно один рюкзак, который был любезно предоставлен мне, ибо поместиться там могли максимум три ноги, что было не очень удобно, так что если кому-то мерзнуть, так уж целиком. На связи мы выяснили, что Степа с Мишей в это время сидят под вершиной Асана, правда, в заметно более выгодном положении — с палаткой, горелкой и даже спальниками. Но мы не завидуем! У нас есть лишний сникерс! Правда, он очень быстро кончился, и, скорчившись, мы начали устраиваться на ночлег. Скоро взошла полная луна, которая ярким прожектором освещала стены напротив. (Потом очень жалела, что не достала фотоаппарат, но тогда сон, или его подобие, казался важнее.) В связи с этим появилась шальная мысль сбегать вверх-вниз до вершины — получится на 4 часа меньше сидеть. Но и тут лень взяла верх. В целом, ночевка получилась гораздо более теплой, чем я думала, и гораздо более теплой, чем на Кавказе (со слов Игоря). Так что утром никаких проблем со вставанием не оказалось, мы дошли до вершины, полежали там, греясь на солнышке и растапливая снег в бутылке, и поехали вниз. Веревка застряла всего однажды и около 5ти часов вечера мы уже сидели внизу в палатке.

Поели и решили поспать до утра, но заснуть никак не получалось; в итоге, в 7 часов мы, собрав все свои пожитки и навьючив их, в основном, на Игоря, пошли домой в Кара-Суу. Там нас встретили, покормили, напоили и положили спать.

Собственно, на этом практически заканчивается история о наших похождениях в Каравшине. Конечно, впереди — самое главное — восхождение на пик Одессы (4810), но это уже совсем другая история и пусть ее рассказывают ребята. Я же провела еще почти 3 недели в ущелье — познакомилась с чудесными питерскими ребятами — Денисом Вейко и Костей Яэмурдом, которые послали меня гулять на красивый перевал, забыв предупредить о том, что он высотой около 4х тысяч метров; научили нас печь хлеб, варить варенье и делать шарлотку.

Потом мы еще хотели вчетвером (с Игорем, Саней и Степой) залезть на 6а на Асан, но ребята уже подустали (все, кроме Сани, который работает на батарейках энерджайзер, причем до сих пор не известно, куда конкретно он их вставляет), оставалось не много времени, да и погода начала портиться.

Когда мы уезжали, в ущелье уже начиналась осень — по утрам на поляне выпадал иней.

Но стоило только немного спуститься и снова начиналось жаркое азиатское лето.

По дороге вниз нас снова позабавили спецназовцы на заставе — принялись обыскивать Степин рюкзак и нашли там баночку с магнезией. Даже пытались попробовать на язык, но Степа им объяснил, что от этого у них, как максимум, случится понос, и они не стали. Потом мы пол дня ехали до Оша, еще целый день по нему гуляли и рано утром отправились в Москву.

Путешествие закончилось, но осталась мечта.... ;)

З.Ы. Огромное спасибо нашему спонсору — магазину аутдор снаряжения «Тема» за предоставленное снаряжение и всем, кто поддерживал нас на расстоянии и радовался нашим успехам :)