Главная » Копилка творчества » Сочинительства Войти
Разделы

- Политика клуба

- Актив клуба

- Альпклуб в лицах

- История альпклуба

- Вступить в клуб

- Контакты

- Наши тренировки

- Расписание занятий и тренеры

- Скалодромы

- Рейтинг участников

- Положение о клубе

- Учебный план 2016 – 2017

- Членские взносы

- Правила проведения альпинистских мероприятий

- Разрядные требования

- Учётная карточка альпиниста

- Положение о рейтинге

- Статьи, лекции

- Отчёты о восхождениях

- Карты

- Список необходимого снаряжения

- Сочинительства

- Фотоальбом

- Видео

- Газета клуба

- Форум

- Группа ВКонтакте


Счётчики


Яндекс цитирования
Краткий FAQ по поездам

Иван Феофанов

Краткий FAQ по поездам

Преимущества поездов

Берегись поездаПланируя поездку, часто сталкиваешься с ситуацией, когда приходится делать выбор между поездом и самолётом, при этом поезд рассматривается как заранее худший вариант и при равной стоимости выбор делается в пользу самолёта. Однако, и у поездов есть масса достоинств.

1. Цена. Самый очевидный плюс, часто перевешивающий все остальные. Поездка в плацкарте обойдётся дешевле самолёта в несколько раз. В случае поездок на большие расстояния (более 3000 километров) разница может сглаживаться. Трансферы к аэропортам могут свести на нет экономию на авиаперелёте, если стоимость билетов на поезд и самолёт была сравнима.

2. Скорость. Неожиданное преимущество! Поездка на расстояние менее 1000 километров может быть сравнима по времени с полётом, если учитывать то, что аэропорты часто располагаются за пределами городов, пробки на подъездах к ним, необходимость прибывать заранее, частые опоздания вылетов. Вокзалы же, как правило, находятся в центрах городов, а поезда не опаздывают.

3. Перевозка багажа. Обычно в самолёт можно взять 15-20 кг багажа и 10-15 кг с собой в салон. В поезд можно брать официально 45 кг, но реально никто не взвешивает. При перевозках воздушным транспортом багаж не обязательно летит тем же самолётом, поэтому риск задержки багажа весьма велик, особенно в маршрутах с пересадками. Это может обернуться логистической катастрофой, если после аэропорта вам надо к определённому времени попасть на другой транспорт. А потерянное снаряжение может лишить вас сборов или серьёзно нарушить планы поездки, подготовка к которой заняла не один месяц.

То, что в поезде не проверяют багаж, позволяет провозить там газовые баллоны, жидкости (в том числе бензин для примусов), радиостанции. Внимание, это не относится к поездкам с пересечением границы! Часто таможенники специально ищут баллоны в туристических рюкзаках в надежде развести неопытных туристов на деньги.

4. Стабильность. Самолёты часто опаздывают! Они зависимы от погоды, аэропорт обслуживает массу перевозчиков, в отличие от вокзала, время подготовки к вылету может изменятся, а также множество других причин приводят к хаосу в расписании. Поезда этого недостатка лишены, поэтому вероятность приехать с опозданием и получить проблемы с дальнейшим транспортом минимальна.

5. Прочие достоинства

Если вы едете компанией, то поездка в поезде позволит познакомиться с незнакомыми товарищами и лучше узнать знакомых. Сложно формализуемый критерий "душевность поездки" в поезде зашкаливает. Количество впечатлений, приключений (в хорошем смысле) огромно. Виды из окна часто очень красивы и заранее дают некоторое представление о местности. Проплывающие за окном горы, озёра, пустыни, сменяющиеся за время поездки климатические зоны мало кого оставят равнодушными.

В поезде можно хорошо выспаться – всегда актуальный плюс!

Поездка перед горами – это возможность настроиться на иной ритм жизни, немного очистить голову от городской суеты, работы, проблем и перейти в спокойный, "созерцательный" режим.

Поезд обратно позволит немного прийти в себя после гор – вымыться, причесаться, отдохнуть и плавно, без шока перейти в "городской" режим.

Недостатки поездов

1. Время в пути

Самый большой недостаток, отталкивающий тех, кто экономит дни отпуска и пугающий тех, кто не ездил в поезде на далёкие расстояния.

Многие считают, что нахождение в поезде больше суток превращается в ад. Это не так! В компании друзей время летит незаметно, часто за двое-трое суток не остаётся времени даже почитать!

2. Безопасность в поезде

При соблюдении нескольких простых правил сравнима с безопасностью в самолёте, несмотря на большую вероятность появления маргинальных личностей, милиции полиции и прочих упырей.

  • Не пьянствуйте в плацкарте!
  • Не пейте алкоголь на станциях, особенно не в России!
  • Будьте вежливыми!
  • Горячие споры хороши только с друзьями!
  • Не провоцируйте окружающих! Громкие разговоры о политике, расистские шутки и т.п. оставьте на потом!
  • На ночь в купе ставьте дверь на фиксатор (сверху двери) помимо замка, который элементарно открывается трёхгранкой.
  • В плацкарте деньги и мобильники держите при себе постоянно.
  • Езда в купе за закрытыми дверями с незнакомыми людьми – риск!

В поездах российского формирования порядка чуть больше, чем в других СНГшных (за исключением Беларуси). В купе спокойнее, чем в плацкарте. В фирменных поездах спокойнее, чем в обычных.

3. Комфорт. Правильно выбранный поезд и место подарят значительно больший комфорт, чем самолёт.

Разное

Что выбрать, плацкарт или купе?

Если едет большая компания – плацкарт предпочтительнее. Удобнее общаться большими группами и перемещаться от одной группы к другой. Неудобства от других людей сглаживаются количеством людей из вашей компании.

Купе стоит брать для небольших групп до 10 человек, причём хотя бы в одном купе все 4 места должны быть ваши – там вы будете проводить большую часть времени и лишние люди будут явно лишними.

Какие места выбрать?

Очевидно, не стоит выбирать места у туалетов – 9 отсек. В плацкартном это места 33-38, в купе – 33-36. Боковушки в плацкарте удобны, если у вашей группы весь отсек или если вы едете вдвоём.

В плацкартном вагоне верхние полки первого отсека или боковушек 51-52, 53-54 могут быть заняты одеялами на весь вагон – неудобно, когда везёшь большие рюкзаки. Зато близки горячая вода, проводник, выход и тихий туалет (последнее не актуально для современных фирменных вагонов – там оба туалета в конце). Если поезд не наполнен полностью, билеты на места 52-54 берут в самый последний момент, если нижние полки заняты, поэтому если едете в одиночку, берите нижние места 51, 53 увеличите вероятность ехать со свободной верхней полкой, что очень удобно – нет необходимости забрасывать тяжёлый и объёмный рюкзак на третью полку.

Помните, что в 4 и 6 отсеке располагаются аварийные выходы, поэтому окна там не открываются. Это плюс зимой (меньше дует) и минус летом. В купе это места 13-16, 21-24, в плацкарте – те же, плюс 43-44 и 47-48.

Какой поезд выбрать?

Если есть выбор между поездом РЖД и поездом формирования стран ближнего зарубежья (альпинистам чаще актуальны украинские, казахские и киргизские поезда), выбор однозначен – российские! Разница в количестве общего бардака и состоянии вагонов очень большая.

По номеру поезда часто можно судить о том, фирменный он или нет, даже если у поезда не указано имя собственное. Фирменные (или просто хорошие нефирменные) поезда имеют номера меньше 100.

Чем фирменный поезд лучше?

  • Часто они быстрее
  • Биотуалет, следовательно, отсутствие санитарных зон
  • Кондиционер
  • Розетки в каждом отсеке
  • Более вежливые проводники
  • В целом культурнее

Подобные вагоны часто попадаются и в нефирменных поездах, но заранее предугадать невозможно.

Где покупать билеты?

Лучше покупать их на сайте РЖД для российских и трансграничных поездов. Для поездов внутри стран СНГ лучше воспользоваться сайтами железных дорог этих стран.

При покупке билета сразу покупайте бельё. Уточните при покупке в кассе и не забудьте указать при онлайн-покупке.

Билеты, оформленные в интернете, необходимо получить на вокзале. Удобнее сделать это в специальных терминалах, которые стоят на вокзале. В одном заказе может быть максимум 4 билета, при получении нужно будет указать номер заказа и номер паспорта любого из людей в заказе. В терминале есть возможность считывать номер заказа по штрих-коду с сайта, поэтому рекомендую распечатать его или показать терминалу с экрана телефона.

Если на поезд есть возможность оформить электронную регистрацию (печать билета не потребуется), я её не оформляю по двум причинам:

Во-первых, сдать билет можно не позднее часа ДО отправления поезда. То есть, в случае опоздания на поезд, вернуть часть денег за билет не получится.

Во-вторых, по билету можно бесплатно пользоваться вокзальными туалетами за час до отправления и час после. В случае электронной регистрации вы этого бонуса лишены.

Цена билета

Билеты в кассе дороже, чем билеты в интернете.

Цена билета не зависит от срока оформления, кроме некоторых акций (для купе и в определённые периоды).

Цена билета зависит от даты отправления, в РЖД существуют сезонные коэффициенты, базовая стоимость умножается на коэффициент от 0,5 до 2, поэтому сдвинув дату поездки на сутки, можно ехать вполовину дешевле или за те же деньги на фирменном поезде.

В течение года базовая стоимость не меняется, поэтому есть способ узнать цену билета до начала продажи: умножить цену на текущую дату на коэффициент для текущей даты, получится базовая цена. Базовую цену нужно умножить на коэффициент для требуемой даты.

Билеты внутри стран СНГ лучше покупать там – из-за алгоритма установки цен на зарубежные поезда разница может быть в несколько раз. Происходит это из-за того, что у РЖД есть некая тарифная сетка, просчитанная в швейцарских франках и конвертируемая в рубли на день покупки.

Возврат билета

Билет можно сдать даже после отправления поезда, спустя 12 часов после отправления во внутренних поездах и 3 часа в международных. Если билет сдаётся ранее, чем за 8 часов до отправления, возвращается вся стоимость билета, за исключением сбора за возврат. Далее от 8 до 2 часов до отправление снимается 50% стоимости плацкарты (не билета!), от 2 часов и до 12 (3) после отправления – 100% стоимости плацкарты.

Редко используемая опция: в любой точке маршрута можно сойти с поезда и переоформить билет на остальную часть пути на другое время бесплатно. В течение поездки так можно делать один раз.

Важно: деньги за возврат билета, купленного по интернету или в кассе по кредитной карте, возвращаются на эту карту, причём не мгновенно. Это стоит учитывать, если планируется сдать билет и сразу же купить новый.

Когда покупать билеты?

Общее правило: чем раньше, тем лучше. Продажа билетов начинается за 45 суток до отправления для внутрироссийских поездов и за 60 для международных. Не тяните – на популярных направлениях в предпраздничные дни билеты на хороший поезд могут раскупить за час (!!!) после открытия продажи. Продажа открывается в 8:00 по данным дороги отправления. Это значит, что билеты из других стран могут появляться не в 8 утра:

  • Продажа билетов на 45-ю дату начинается в 9:00 по московскому времени на поезда из Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии, Эстонии, Молдовы, Узбекистана.
  • После перехода Европы на зимнее время продажа билетов на 45-ю дату на поезда из Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии, Эстонии, Молдовы будет открываться  в 10:00 по московскому времени.
  • Продажа билетов на 45-ю дату начинается в 8:00 по московскому времени на поезда из Абхазии, Таджикистана.
  • Продажа билетов на 45-ю дату начинается в 6:00 по московскому времени на поезда из Казахстана и Киргизии.

Что делать, если билетов нет?

Не отчаиваться! Один-два билета можно выловить, часто проверяя сайт с билетами, вероятность, что несколько человек во всём поезде сдадут билеты, весьма велика. За несколько дней до отправления могут дать дополнительные вагоны и снять служебные брони с мест. Подобные события зависят от поезда, и общего алгоритма здесь нет. Иногда на популярных направлениях пускают дополнительные поезда, но они собираются из резервных вагонов, которые часто бывают довольно убитые.

Не забывайте о том, что можно построить маршрут с пересадками, и о том, что в городе могут быть несколько вокзалов. На время выжидания хорошего билета можно сделать себе страховку – купить билет на неудобный поезд. Если удастся купить – неудобный сдаётся с минимальной потерей средств, если нет – есть хоть какая-то возможность уехать.

Стоит ли пытаться организовать групповой билет?

Скорее, нет. Плюсы: более ранний срок бронирования, отсутствие необходимости получать билеты и немного меньшая цена компенсируются неудобствами при оформлении: довольно высокой минимальной численностью, бумагами и оплатой безналом. Сдать обратно билет для отдельных пассажиров невозможно.

Электричество, интернет?

В плацкартных вагонах розетки располагаются в туалетах, в купе есть дополнительные в коридоре. Как правило, они выключены, проводники либо неохотно включают, либо под любыми предлогами отказывают. Формально они должны включать розетки бесплатно, поэтому можете биться за правду и скандалить, либо за небольшую сумму зарядить телефон в купе проводника.

В фирменных поездах розетки есть в каждом отсеке и они включены.

Интернет есть практически на всех остановках, часто 3G. На вокзалах сейчас иногда встречается бесплатный Wi-Fi от РЖД с драконовским ограничением скорости.

Еда в поезде

Цены в вагоне-ресторане и на вокзалах завышенные, еду лучше брать с собой.

Сдавать ли бельё самому?

По инструкции это должен делать проводник в любом типе вагонов. Как правило, проводники говорят всем сдать бельё, часто в приказном порядке. Сдавать ли самому – решать вам. Я сдаю, если мне симпатичен проводник – как чаевые. Если проводник нагло приказывает или хамит – иду на принцип и не отношу. Если не хотите конфликтовать с проводником – однозначно сдавайте.

Прочее

Упаковывая рюкзак, положите сверху кружку-ложку-миску-нож, гигиенические принадлежности поближе, чтобы не ворошить рюкзак в пути. Если носите контактные линзы, возьмите парочку запасных – поезд качается и одевать линзы с непривычки сложнее. Многие берут в поезд лёгкие тапочки – если свободное место и вес рюкзака позволяют – однозначно берите.

Возьмите в поезд соль, её сложно купить на остановках.

Выключайте телефон на перегонах и на ночь. Как правило, связи вне станций нет или она слабая, а в условиях слабого приёма мобильные телефоны разряжаются значительно быстрее.

Заранее посмотрите график движения поезда, время остановок в интернете – будет удобно планировать! Захватите лишние батарейки для GPS-навигатора и держите его поблизости, будет удобно смотреть, что вокруг за реки-озёра-горы, что за город проезжаем и когда из окна будет видно море :)

Заранее узнайте, в каком вагоне обитает начальник поезда. В случае любых недоразумений с проводниками стоит обращаться к нему, как правило, начальники поездов весьма адекватные люди. У него же находится книга жалоб.

Обязанности проводника ищите в документе ЦЛ-614, очень рекомендую забить его в мобильник и возить с собой.

Если есть что дополнить или исправить, буду рад вашим комментариям!


Возврат к списку